Учитель: Ихсанова Алена Алексеевна г.Тюмень Школа № 37

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

      Профориентация в начальной школе – первый шаг к выбору профессии

  • Ознакомление учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий;
  • Созданий условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии;
  • Осознание учащимися ценности и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
  • Развитие у школьников профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения   

Так много разных профессий, и все они очень интересные... Так кем же стать? Какую профессию выбрать? Такой вопрос дети задают себе уже в начальных классах.

Все ли дети так колеблются при выборе профессии? И когда уже надо окончательно ориентироваться?

          Определился ли ты с выбором профессии?

          Кто повлиял на твой выбор?

И вот какую картину мы увидели. Из 32-х опрошенных учащихся 20 человек определились с выбором профессии, причем 13 из них сделали этот выбор еще в детстве, мечтали об этой профессии, целенаправленно шли к ней.

С раннего детства лелеют свою мечту о будущей профессии лишь 6%, а 75% учеников сделали свой выбор год назад, полгода назад или всего месяц назад.

 Если профориентационную работу начинать с начальных классов, то детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь. 

 

Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.

Необходимо начинать профориентационную работу с детьми с 1 класса.

Вот такая работа проводится по каждой профессии:

Первый шаг – разминка, где происходит знакомство с профессией:

  • что я знаю, об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся данной профессией;
  • какие учебные предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, книг и телепередач.

Второй шаг - экскурсия, иногда бывают виртуальные, после которой проводится анкетирование, на котором видно как меняются интересы детей. К концу 2 класса ребята начинают отдавать предпочтение именно той профессии, которая им нравится.

Третий шаг: дети выполняют творческие работы (рисунки о новых профессиях, мини-сочинения), проводятся игры, беседы с родителями, выпуск газет “Наши родители на работе”.

Четвёртый шаг: совместный труд родителей и детей на приусадебном участке, на пришкольном участке, в огороде. Происходит гармонизация отношений со старшим поколением, возможность участия ребенка в различных посильных делах по дому, хозяйству и формирования у него реалистического взгляда на необходимость и значимость труда для человека.

Профориентационную работу надо начинать с начальных классов, детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

 

  1. Профориентационная работа, начатая с 1 класса, выводит младших школьников на более высокий уровень развития.

Если профориентационная работа ведется с начальных классов, то к окончанию школы выпускник сможет сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В этот период у младших школьников формируется добросовестное отношение  к труду, развивается интерес к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственные установки выбора профессии, интерес к наиболее распространенным профессиям.


1) сформировать у младших школьников ценностное отношение к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям, основанное на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно - полезной, досуговой деятельности;
2) побуждать школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.
3) разъяснять ученикам общественную значимость различных профессий, их важность и необходимость.

 

ознакомить с особенностями социально-производительной инфраструктуры города.
5) привить элементарные трудовые навыки.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии, профессионального самоопределения в узком смысле. Но поскольку профессиональное  самоопределение взаимосвязано с развитием личности, то данный возраст можно рассматривать как подготовительный или пропедевтический. Психофизиологические особенности и возможнос-ти детей младшего школьного возраста определяют целевые установки профориентационной работы: воспитание трудолюбия, дисциплинирован-ности, умение и желание работать сообща.


II. Стадия профессионального самопознания. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. Именно это создает запрос на самопознание, – в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. На этой стадии занятия характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.
III. Стадия профессионального самоопределения. Здесь завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников находит свое развитие и после школы! И именно профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути. Данная стадия характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии.
Таким образом, в младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.

 

 

Формы профориентационной работы в начальной школе  Формы профориентационной работы в начальной школе достаточно разнообразны: это и встречи детей с мастерами своего дела, экскурсии на различные предприятия, праздники труда, выставки детских поделок, конкурсы рисунков, костюмированные карнавалы профессий, сочинения на темы: «Пусть меня научат», «Чей это инструмент?», «Какие профессии живут в нашем доме?», а также сюжетно-ролевые игры, классные часы.   Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии.  «Вспомни как можно больше слов на любую букву, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией».- Сюжетно-ролевые игры. Например, игра «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта» и др.- Конкурсы рисунков. Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, я даю задание нарисовать, как они представляют себе человека, выполняющего ту или иную работу. - Беседы с приглашенными специалистами.  Организация экскурсий на предприятия города с целью ознакомления с существенными характеристиками профессий.- Классные часы по профориентации учащихся 1-4-х классов.

ЗаключениеВ заключении хочу отметить, что содержание процесса формиро-вания профессионального самоопределения младших школьников основывается на особенностях  детей этого возраста, которые необходимо учитывать при планировании занятий.  В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий с младшими школьниками. При проведении мероприятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.С помощью профориентационной деятельности формируется понимание роли труда в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии, приобретается опыт общения в социуме.

  1. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики.-М.:Педагогика, 1996.
  2. Гузеев В.Основа авторской технологии.- Народное образование. - №9, 1997.
  3. Основы педагогического мастерства / По ред. Зязюна И.Я. – М.: Педагогика, 1989.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Издательский дом “Багиров”, 1998.
  5. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. – Газета “Школьный психолог” №10, 21, 28, 2004.
  6. Родионов В.А. Практическая психология в школе. – Ярославль, Академия Развития, Академия Холдинг, 2003.
  7. Крамов В. Коротко о профессиях. - Издательство “Молодая гвардия”, 1996.
  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: “Просвещение.” 1994.
  9. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.-М.: Владос Пресс. 2003.
  10. Черткова Н.А. Сколько профессий, столько дорог.М.: “Книга”.1993.
  11. Белянкова Н. Профориентационная работа.- Журнал “Воспитание школьников”.№6, 2004.

Оставить комментарий: